Технология проектирования изделий.
Изобретательство - путь к прогрессу.
Первые изобретения
появились еще в эпоху первобытного человека. Не было задачи важней, чем выжить.
Люди учились простым, но необходимым для жизни вещам: охотиться,
выращивать растения, разводить огонь. Таким образом, орудия труда, умение
добывать огонь, использовать его для обогрева и приготовления пищи были первыми
изобретениями человека.
Разум давал возможность
людям совершенствовать различные приспособления, необходимые для
выживания.
Процесс создания нового
непрерывен - сопровождает человека в течение все истории развития общества.
Практически, все предметы, окружающие нас - это результат деятельности нашего
ума или изобретения. Изобретения, сделанные людьми, стремившимися к созданию
нового, облегчающего труд и саму жизнь.
Тем не менее, на каждый
созданный человеком процесс или изобретение, природа отвечает новым
заданием, которое становится все более сложным в сравнении с предыдущим. Эти
задачи уже невозможно решить методом проб и ошибок или путем простого
копирования происходящего в природе. Для них требуется научный подход и
специальные приемы работы.
В связи с этим изобретательство как
процесс творческого поиска новых форм и методов решения технических и
социальных проблем общества сформировалось в отдельную отрасль деятельности
человека.
Образцы такого рода
деятельности продемонстрировали многие учёные-естествоиспытатели, совершенствуя
конструкцию экспериментальной техники, разрабатывая и проводя новые
эксперименты. Например, Гук изобрёл микроскоп, Герц – новую аппаратуру для
регистрации и получения электромагнитных волн. Гюйгенс придумал конструкцию
часов, которая осуществила движение центра тяжести маятника по циклоиде – так,
чтобы время его качания не зависело от величины размаха. Ньютон изобрёл
телескоп совершенно новой конструкции. Эйнштейн всю свою жизнь уделял большое
внимание конструкторско-изобретательскому творчеству. Его можно считать одним
из изобретателей магнитодинамического насоса для перекачки жидких металлов,
холодильных машин, гигроскопических компасов, автоматической фотокамеры,
электрометров, слухового аппарата и т. п. «На счету у Эйнштейна было около
двадцати оригинальных патентов, в которых нашла своё отражение его способность
умело комбинировать известные методы или физические эффекты для разрешения
конкретных задач, выдвигаемых запросами промышленности или повседневной жизни,
проявились остроумие и изящество – эти неотъемлемые составляющие недюжинного
изобретательского таланта».
Лишь на первых этапах
становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический
уровень знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение
основывается на тщательных инженерных исследованиях и сопровождается ими.
Рассмотрите любое изделие. Как и из чего оно сделано? Попробуйте представить себе:
□ путь металла от руды до изделия;
□ путь волокна (хлопок) до изделия;
□ путь семенного зерна до хлеба.
|
Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные из предыдущего опыта технологии не могут быть применены для решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.
Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:
- не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации;
- не считать метод проб и ошибок рациональным;
- расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
- стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
- подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
- считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.
Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.
Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.
Если раньше проекты укладывались в рамки узкой специализации, то в последние 30—40 лет (вероятно, с появлением дизайна) проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным, когда при решении основной задачи — улучшения технико-экономических и социальных показателей продуктивной деятельности учитываются технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы и даже последствия внедрения новшеств. Более того, многие проекты (в биологии, медицине, военной технике, компьютеризации, средствах массовой информации — СМИ) должны включать морально-этические аспекты и быть «прозрачными» для широкой общественности, а не становиться частным делом профессионалов.
В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.
Существенной тенденцией современного проектирования является учет «человеческого фактора», т. е. осознание адресованности любого проекта именно человеку, с его уникальными психологическими, антропометрическими, социальными и индивидуальными характеристиками.
Вопрос: Новое рождается из преодоления противоречий. Например, солнцезащитные очки должны быть темными и одновременно не должны быть таковыми, т.к. излишняя затемнённость не позволит четко и ясно видеть предметы. Приведите свои примеры технических противоречий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий