Презентация
Отношения в коллективе
– важная составляющая удовлетворенности в работе каждого человека. От того,
какая ситуация сложится у нас на работе и в какой коллектив мы попадем, зависит
наше спокойствие, уравновешенность и хорошее настроение.
Коллектив – это сложная
духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального,
идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития с
разными потребностями и интересами.
Под трудовым
коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную
трудовую деятельность. Они взаимодействуют друг с другом таким
образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится
под их влиянием. Трудовые коллективы создает руководство, когда
осуществляет разделение труда для организации производственного, торгового или
иного процесса. Это объединение обладает организационным единством и
связано общими целями. Управление должно основываться на единой воле,
что обеспечивается наличием руководителя, избранного или назначенного
собственником имущества.
Современный уровень
развития производства обусловливает необходимость коллективного труда, что, в
свою очередь, определяет наличие трудового коллектива. Эффективная
деятельность организации предполагает знание закономерностей функционирования
трудовых коллективов и их использования.
В коллективе, огромную
роль играет умение личности подчиняться воле, которая выражает коллективные интересы.
Подчинение - одно из самых сильных проявлений активной духовной деятельности
человека. Сознательное подчинение, как сама суть дисциплинированности и
внутренней организованности личности, требует тонко развитого чувства
собственного достоинства. То, что мы называем силой воли личности, является
чувством достоинства, тысячекратно выраженным в активной деятельности,
направленной на утверждение общественно необходимых действий, на укрепление
искренних, откровенных дружеских отношений, богатства, товарищеской
взаимопомощи и в то же время не утверждение непримиримости к злу.
Забота человека о
человеке, ответственность человека за человека, ответственность человека перед
коллективом - основа организационного и морального единства коллектива.
Многолетний опыт показывает, что ответственность каждого члена коллектива за
других - это большая внутренняя сила, которая объединяет людей разных возрастов
в трудовое, интеллектуальное, идейное единство. Коллектив можно вдохновить
высокой идеей, благородным трудом только при условии, если у людей, работающих
в нем, есть ответственность.
Коллектив как
воспитательная сила основывается на богатстве отношений, а богатство отношений
зависит от того, в чем видит каждый член коллектива высший смысл жизни; что для
каждой личности является идеалом, примером для подражания как представляется
каждому высшая точка морального достоинства, доблести, красоты; как относится
каждый к идеалу. Основа любых взаимоотношений – труд, активная деятельность,
творчество.

Если человек ощущает
свое участие в жизни коллектива, в его развитии, он создает не только
материальные ценности для людей - он создает и самого себя.
1. ТЕСТ
МИКРОКЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА
Используя схему,
следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком
«+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует
истине. Следует иметь в виду, что оценки означают:
+3 – качество,
указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – качество
проявляется в большинстве случаев;
+1 – качество
проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное
справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в
одинаковой степени;
-1 –достаточно часто
проявляется противоположное качество (указанное справа);
- 2 – качество
проявляется в большинстве случаев;
- 3 – качество
проявляется всегда.
Чтобы представить общую
картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и
отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной
характеристикой психологического климата большей или меньшей степени
благоприятности.
Определение
психологического климата в коллективе.
Положительные особенности
|
+3
|
+2
|
+1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
Отрицательные особенности
|
Преобладает
бодрое и жизнерадостное настроение
|
Преобладает
подавленное настроение, пессимистический тон
|
|||||||
Преобладают
доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
|
Преобладают
конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
|
|||||||
В
отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное
расположение и понимание
|
Группировки
конфликтуют между собой
|
|||||||
Членам
коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе
проводить свободное время
|
Члены
коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают
отрицательное отношение к совместной деятельности
|
|||||||
Успехи или
неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех
членов коллектива
|
Успехи
и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда
вызывают зависть и злорадство
|
|||||||
Преобладают
одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями
|
Критические
замечания носят характер явных и скрытых выпадов
|
|||||||
Члены
коллектива с уважением относятся к мнению друг друга
|
В
коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
|
|||||||
В
трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу
«один за всех, все за одного»
|
В
трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают
ссоры, взаимные обвинения
|
|||||||
Достижения
или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные
|
Достижения
или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных
представителей
|
|||||||
Коллектив
участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им
освоиться
|
Новички
чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
|
|||||||
Коллектив
активен, полон энергии
|
Коллектив
пассивен, инертен
|
|||||||
Коллектив
быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
|
Коллектив
невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных
интересах
|
|||||||
В
коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь
поддерживают слабых, выступают в их защиту
|
Коллектив
подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно
относятся к слабым, высмеивают их
|
|||||||
У
членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его
отмечают руководители
|
К
похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
|
По итогам теста
положительных баллов больше значит психологический микроклимат в коллективе нормальный.
2.
Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации
Тест К. Томаса
позволяет выявить ваш стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса
не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет,
насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других
способах разрешения конфликтной ситуации.
Инструкция:
Имеются
два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени
соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте
отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого
утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1.
|
А.
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
В.
Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем
мы оба согласны.
|
2.
|
А.
Я стараюсь найти компромиссное решение.
В.
Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.
|
3.
|
А.
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В.
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
|
4.
|
А.
Я стараюсь найти компромиссное решение.
В.
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека.
|
5.
|
А.
Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В.
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
|
6.
|
А.
Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В.
Я стараюсь добиться своего.
|
7.
|
А.
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить
его окончательно.
В.
Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
|
8.
|
А.
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В.
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы.
|
9.
|
А.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
В.
Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
|
10.
|
А.
Я твердо стремлюсь достичь своего.
В.
Я пытаюсь найти компромиссное решение.
|
11.
|
А.
Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные
вопросы.
В.
Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
|
12.
|
А.
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В.
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже
идет навстречу мне.
|
13.
|
А.
Я предлагаю среднюю позицию.
В.
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
|
14.
|
А.
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В.
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
|
15.
|
А.
Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В.
Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
|
16.
|
А.
Я стараюсь не задеть чувств другого.
В.
Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
|
17.
|
А.
Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В.
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
|
18.
|
А.
Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.
В.
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также
идет мне навстречу.
|
19.
|
А.
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
вопросы и интересы.
В.
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить
его окончательно.
|
20.
|
А.
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В.
Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
|
21.
|
А.
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В.
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.
|
22.
|
А.
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и
точкой зрения другого человека.
В.
Я отстаиваю свои желания.
|
23.
|
А.
Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В.
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
|
24.
|
А.
Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу
его желаниям.
В.
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
|
25.
|
А.
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В.
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
|
26.
|
А.
Я предлагаю среднюю позицию.
В.
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
|
27.
|
А.
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В.
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
|
28.
|
А.
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В.
Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
|
29.
|
А.
Я предлагаю среднюю позицию.
В.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
|
30.
|
А.
Я стараюсь не задеть чувств другого.
В.
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим
человеком могли добиться успеха.
|
Ключ к тесту Томаса типы поведения в конфликте:
№
|
Соперничество
(Конкуренция)
|
Сотрудничество
|
Компромисс
|
Избегание
|
Приспособление
|
1
|
А
|
В
|
|||
2
|
В
|
А
|
|||
3
|
А
|
В
|
|||
4
|
А
|
В
|
|||
5
|
А
|
В
|
|||
6
|
В
|
А
|
|||
7
|
В
|
А
|
|||
8
|
А
|
В
|
|||
9
|
В
|
А
|
|||
10
|
А
|
В
|
|||
11
|
А
|
В
|
|||
12
|
В
|
А
|
|||
13
|
В
|
А
|
|||
14
|
В
|
А
|
|||
15
|
В
|
А
|
|||
16
|
В
|
А
|
|||
17
|
А
|
В
|
|||
18
|
В
|
А
|
|||
19
|
А
|
В
|
|||
20
|
А
|
В
|
|||
21
|
В
|
А
|
|||
22
|
В
|
А
|
|||
23
|
А
|
В
|
|||
24
|
В
|
А
|
|||
25
|
А
|
Б
|
|||
26
|
В
|
А
|
|||
27
|
А
|
В
|
|||
28
|
А
|
В
|
|||
29
|
А
|
В
|
|||
30
|
В
|
А
|
Интерпретация
результатов.
Количество
баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него
тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Ø Соперничество:
наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в
конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в
ущерб другому.
Ø Приспособление:
означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных
интересов ради другого.
Ø Компромисс:
компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем
взаимных уступок.
Ø Уклонение (избегание):
для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и
отсутствие тенденции к достижению собственных целей
Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к
альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Комментариев нет:
Отправить комментарий