Страницы

3 урок. Выдвижение идеи продукта труда.

Алгоритм дизайна.


Презентация


  Конечно, работа дизайнера не может быть полностью формализована, так как она пронизана творчеством, элементы которого более присущи искусству, нежели прикладным техническим наукам. Отсюда можно сделать вывод о невозможности обучения дизайну или творчеству вообще. Однако в своей деятельности можно использовать чужой опыт, данные науки, советы и рекомендации. И пусть слово «алгоритм» не кажется вам посягательством на индивидуальность и таинство процесса творчества, да и алгоритмов дизайна столь много, что им посвящена масса книг.
  Содержание основных этапов, их последовательность не являются догмой, но все-таки есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования.


1
2
Анализ существующего состояния
Что уже есть? Что хорошо и что плохо?
Определение потребности в усовершенствовании
Что нужно было бы сделать?
Банк идей и предложений
Как можно было бы сделать?
Определение цели
Чего добиваемся в наших условиях?
Выработка концепции проекта
Какие идеи будем использовать в конкретных условиях?
Разработка вариантов
Можно сделать так, а можно так и так
Выполнение проекта
Рисунки схемы, чертежи, выбор материалов, макетирование и др.
Экспертиза вариантов
Что и как получилось?
Выбор базового варианта проекта
Что принимаем за основу?
Подробное выполнение базового варианта проекта
Рисунки, схемы, чертежи, выбор материалов, научные исследования
Макетирование
Все ли понятно на рисунке или чертеже?
Технология изготовления
Как сделать спроектированное?
Создание опытного образца или модели
Будет ли работать?
Испытание опытного образца
Получилось ли задуманное?
Внесение уточнений в проект
Что показала практика?
Изготовление опытной партии
Нельзя доверять одному образцу
Анализ эксплуатации изделий
Критерий истины — практика
Внесение корректив в конструкцию и технологию
Работа над ошибками — тоже работа
Организация серийного производства
Где и какими средствами?
Модернизация
Что можно улучшить сразу?
Маркетинг
Реклама, оценка спроса, перспектива рынка
Прогнозирование
Что нового у конкурентов?
Анализ существующего состояния
Начинается новый виток совершенствования изделия

Посмотрев на столь длинный алгоритм, можно задуматься над двумя вопросами. Во-первых, нельзя ли его сократить, выделить главное, основные шаги? Во-вторых, неужели даже простые проекты (куртки, дверные ручки и т.п.) надо выполнять столь сложно?

  Системный подход к дизайнерским проектам предполагает важность каждого шага, однако объем содержания может быть разным (куртка для себя или для сотен тысяч людей). Крупнейший американский архитектор Ф.Л. Райт указывая, что к построению курятника следует относиться так же серьезно, как и к возведению храма. И, быть может, здесь открывается путь к высокой культуре труда.
    Приведенный выше алгоритм не позволяет обсуждать условные переходы (Что делать, если появились новые научные данные или условия на рынке сбыта? Что делать, если испытания опытного образца оказались неудачными?), но читатель наверняка сам знает решение — надо вернуться на несколько шагов назад и даже, быть может, все начать с первого шага — такие драматические ситуации бывают даже у известных фирм.
  Конечно, такая ситуация обидна и обходится дорого. Правда, существуют способы подстраховки. Один из них — в разработке вариантов изделия, что предусматривает алгоритм. Другой способ - дать задание разрабатывать проекты нескольким творческим коллективам или отдельным дизайнерам. В этом случае отрабатывается общий алгоритм, однако содержание шагов и результаты будут различными — создаются условия для конкурса, творческой конкуренции. Не исключено, что к производству будет принят гибридный вариант, вобравший лучшее из всех проектов и разработок. Заметим, что к такому способу иногда прибегают даже конкурирующие фирмы.
  Для чего мы здесь вдруг отвлеклись в область дизайнерского бизнеса? Дело в том, что в учебном процессе особенно начинающими дизайнерами затягиваются поиски обязательно «своего» проекта, много энергии и эмоций тратится на придумывание «оригинального». А вместе с тем в дизайнерском творчестве, как и в хорошем джазе, необходимо коллективное мышление, постоянное общение, если угодно, соперничество единомышленников или единомыслие соперников.
  На каждом шаге алгоритма необходимо стремиться к увеличению объема конструктивного общения с аналогичными изделиями, книгами, альбомами и, конечно, с людьми. Люди в этом случае делятся на три группы:
  1. не разделяющие предлагаемые устремления;
  2. разделяющие и принимающие;
  3. равнодушные.
Все они будут оценивать результаты выполненной работы. От восприятия проекта зависит, как и на какие неравные группы разделятся люди, оценивая проектировщика как личность через оценку достоинств или недостатков выполненного дизайнерского проекта.?

Создание банка идей

Дизайнер может заставить изделие органично гармонировать с окружающей предметной средой, а может противопоставить его другим окружающим предметам. Набор образов будущего изделия, конечно, входит в банк идей. От части из них, может быть, дизайнер откажется на первых порах, однако некоторые детали, нюансы, находки могут еще пригодиться.
Образ будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок и на первых порах не следует пренебрегать помощью чертежей, сделанных от руки, рабочими зарисовками. И не беда, что пока вы плохо рисуете — чем больше вы будете стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше вас это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать.
  Есть одно учебное задание, которым часто пользуются дизайнеры на этапе формирования банка идей и называемое клаузурой, — это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также про-рисовками частей, деталей, элементов образ будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом, даже наложение изображений, «рентгеновские рисунки». Другими словами, использовать можно любые изобразительные средства, лишь бы была достигнута предельная информативность.
   Каждый новый в рассмотрении предмет-аналог, каждая новая ассоциация резко изменяют, особенно вначале, концепцию будущего изделия, но довольно скоро эта «качка» уменьшится — образ становится зримым и своим.
 Когда образ стал на клаузурах завершенным, дизайнер переходит к выполнению рисунков и чертежей в масштабе, проработке компоновочных решений. Варианты компоновок могут также пополнять банк идей: автомобиль может быть заднеприводным, с двигателем, расположенным впереди или сзади. Можно по-разному компоновать салон, багажник и моторный отсек, при этом получая новые комбинации в банк идей.
Очень важно ничего не потерять. Поэтому не надо раньше времени выбрасывать рисунки, наброски, записи — все это может пригодиться на следующих шагах выполнения дизайнерского проекта (схема 2).
Схема 2

Домашнее задание

Самостоятельно познакомиться с литературой по основам художественного проектирования. Просмотреть проспекты различных фирм.
Попытайтесь рисунками, клаузурами, эскизами показать себе и другим возможный образ вашего будущего изделия. Элементы конструкции должны быть прорисованы.

Основные понятия

Алгоритм дизайна, системный подход, дизайнерский проект.
Идея, генерирование идей, дизайн, образ будущего изделия, клаузура

Вопросы

  1. В чем сущность понятия «алгоритм дизайна»?
  2. Что предполагает системный подход к дизайнерским проектам?
  3. Какая взаимосвязь между понятиями «дизайн» и «бизнес»?
  4. В чем сущность банка дизайнерских идей и предложений?
  5. Какие критерии следует учитывать при разработке банка идей и предложений?

Научный подход в проектировании изделий
  Современные изделия, технику и технологии отличает наукоемкость, под которой понимают не только большой объем научных исследований и разработок, выполненных для создания техники и технологии, но и комплекс научных фактов и знаний, находящихся в обращении в процессе эксплуатирования, обслуживания и ремонта современных технических устройств, и также при организации и управлении производством. И, конечно, весьма наукоемким является процесс проектирования дизайнером новых изделий.
   В первую очередь дизайнер обращается к... истории! -истории предметного мира, истории техники. «Уважение к минувшему, — читаем мы у А. С. Пушкина, — вот черта, отличающая образованность от дикости». Преемственность идей эволюционного развития станков или обуви, авторучек или часов, познанная дизайнером, позволяет ему видеть новые свойства предметов в новых условиях.
    На всех этапах дизайнерского проектирования постоянно нужна информационная поддержка (схема 3).
Схема 3.
    Дизайнер должен иметь представления об основах конструирования, о механизмах передачи и преобразования движения, деталях машин, об инженерной графике, приводах машин, источниках электропитания, об основах электротехники и автоматики.
    Однако конструировать имеет смысл только то, что возможно изготовить. Возможно изготовить, но как? 
    Надо представить себе «банк» современных и перспективных конструкционных материалов с их прочностными и технологическими свойствами, технологических процессов обработки различных материалов (резанием, литьем, сваркой, штамповкой, термической обработкой и порошковой металлургией). А как добиться одинаковых условий сборки и работы при эксплуатации нескольких десятков «одинаковых» деталей и узлов? Здесь же нельзя обойтись без представлений об основах взаимозаменяемости.
  Во всяком случае, дизайнер всегда помнит, что изделие состоит из деталей, а детали надо делать. Другими словами, надо четко представлять содержание разработки технологического процесса изготовления любой проектируемой детали; нужны научные сведения по экономике производства: виды производства, структура себестоимости и пути ее снижения, оплата труда, основные и оборотные фонды производства, даже подготовка кадров.
  И, конечно, выполняя каждый рисунок, дизайнер держит в сознании общую схему технологического процесса изготовления каждой детали будущего изделия (схема 4), без этого он будет в глазах других спецназ истов, в первую очередь производственников, выглядеть бесплодным фантазером. В известной мере, как уже обсуждалось, он должен обладать конструкторско-технологическим мышлением.
Схема 4.
    Вообще дизайнера отличает природная любознательность: ему все интересно, ему все может пригодиться. Можно ли разрабатывать магнитофон, не зная, что такое лазерная и цифровая запись? Можно ли разрабатывать телевизор, не зная, что такое кабельное и спутниковое телевидение? Можно ли проектировать мопед, не зная, что такое керамический двигатель? Обо всем этом дизайнер старается получить сведения из различных источников, о существовании которых полезно знать всем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий