Страницы

19 урок. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.

 Существование человека и общества на протяжении всей истории цивилизации в значительной степени было связано с переработкой сырьевых ресурсов в готовый продукт или полуфабрикат, удовлетворяющий физические, духовные или интеллектуальные потребности человека.
Творчество, а именно, научное творчество является той силой,  которой человек меняет биосферу, в которой он живет. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты - биосфера, то вхождение в нее, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный  процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - ноосферу. Наконец, те крупные и великие изменения условий жизни человечества, блага культуры и техники, имеющие целью общую пользу, смягчение и уничтожение всех физических бедствий человечества, отдельных классов и отдельных личностей сознательно достигаются только наукой, только ростом и развитием научного знания.
Бесчисленное множество преобразований позволило человеку создать особый, не свойственный природе искусственный мир – техносферу. Высокий уровень технологии и техники создает  благоприятные условия для развития культуры, экономики, повышает качество жизни, с другой – высокий материальный уровень жизни общества и его культура создают благоприятные условия для развития технологической среды, двигают вперед прогресс. Уровень развития человечества определяется уровнем развития технологий. В свою очередь технология неразрывна с наукой, техникой и производством.


Научно-технический прогресс (НТП)

Решающее влияние на развитие мирового хозяйства на протяжении всей истории имел научно-технический прогресс (НТП) - постоянный динамический процесс совершенствования технологии и техники. Время от времени внутри него наблюдается ускорение появления новшеств. Такие периоды называют научно-технической революцией (НТР) - качественный скачок в развитии технологии и техники. НТР революция приводит к быстрого обновления номенклатуры выпускаемой продукции, ее усовершенствования, росту современных производств. НТР имеет четыре главные составные части: науку, технику и технологию, производство и управление
Всего за свою историю человечество пережило три НТР. Первая совпала по времени с английской промышленной революцией и характеризовалась широким внедрением во все сферы хозяйственной деятельности парового двигателя, вторая была обусловлена заменой его на электрический двигатель, а третья - появлением и активным использованием компьютерной техники. Наука все больше стала обслуживать технологическое совершенствование практики, понятие научно-техническая революция сменилось понятием технологическая революция.

Табл. Сравнительная характеристика трех НТР
Характеристика
Научно-техническая революция
Промышленная
Техническая
Научно-техническая
Продолжительность
Середина XVIII - середина XIX в
Середина XIX в. - Середина ХХ века
Середина ХХ века - В настоящее
Тип производств
Старые
Новые
Новейшие
Главные виды энергии
Паровая
Электрическая
Атомная
Главные виды машин (символы)
Паровая машина
Электродвигатель
ЭВМ и АЭС
Место начала развития
Великобритания
США и Германия
США, Западная Европа, Япония

XX век — век научно-технического прогресса, важнейшей чертой которого является создание четырехзвенной системы машин:
 1) машины-двигателя; 
2) рабочей машины; 
3) транспортной машины; 
4) автоматизированной системы управления и контроля за их работой. 
Четырехзвенная система машин позволила механизировать и автоматизировать не только физическую, но и интеллектуальную деятельность человека. И технологические процессы становятся непрерывными.
Наука — это сфера человеческой деятельности, в задачи которой входит выработка новых знаний, а также теоретическая систематизация уже имеющихся знаний о действительности. Цели науки — описание, объяснение и предсказание (осмысленное предвидение) различных процессов или явлений.
Современное материальное производство остро нуждается в научном обеспечении. Чтобы производимые товары были конкурентноспособными, необходимо применять в производстве эффективные технологии на основе новейших достижений науки – наукоемкими технологиями. При этом прирост научных знаний (научного совокупного продукта) должен быть больше прироста техники и технологий, те.  наука должны развиваться с опережением, иначе не будет совершенствоваться производство.
Считается что с 18 века до середины 19 наблюдается наибольший прирост открытий в науке, одно за другим, которые питали научно-технический прогресс, а практика через создание и освоение техники – следовала за наукой, реализуя эти открытия в общественном производстве. Однако этот процесс оборвался: допустимо считать самым последним открытием лазерный луч и атомная энергетика).


Двустороннее взаимодействие науки и технологии
        Принято  считать, что  научные открытие  - это  семена, из которых вырастают технические  нововведения. Однако, общепринятая концепция технологии как результата прогресса,  достигнутого в сфере науки весьма неоднозначна.
        Деятельность в области технологии имеет глубокие различия с научной деятельностью: в  области технологии  синтез имеющихся знаний играет гораздо более важную роль, чем анализ, тогда как в науке наоборот. Об этом свидетельствует тот факт, что задачи и ограничения, стоящие перед проектировщиком (конструктором), обычно формализуются в виде неравенств, а не уравнений (например, допустимые напряжения не должны превосходить некоторый предел).
       Хотя  идея новой  технологии и опирается на имеющиеся теоретические  научные знания, но ход последующего развития замысла во многом зависит от НАКОПЛЕННОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА.
    Многие весьма крупные технологические сдвиги  не опирались непосредственно на соответствующие научные достижения. Созданный в 1816г. паровой двигатель воплотил в себе многие теоретические принципы таких разделов физики, как термодинамика, кинетическая теория газов и гидродинамики. Однако, в то время лишь немногие из них были известны. Аналогично, созданная в 1906г. лампа накаливания с баллоном, заполненным азотом, была разработана без знания термоионной эмиссии в газах. Развитие современной авиации, как правило, опережало развитие аэродинамики (пожалуй, лишь крыло с прямой и отрицательной стреловидностью и треугольное крыло могут считаться прямыми следствиями научных открытий).
       Создание новых металлорежущих станков лишь в весьма малой степени обязано своими успехами прогрессу частных наук.
    Что  наука обусловливает  технологический прогресс хорошо известно. Но и многие научные открытия вряд ли увидели свет, если бы не были обеспечены технологическим инструментарием, позволившим эти открытия совершить (В биохимии - дифракционное рентгеновское оборудование и электронный микроскоп,  в ядерной физике - синхрофазотрон).
       Итак, вопреки широко распространенному мнению между прогрессом в науке и в технологии довольно часто не существует прямой взаимосвязи. Но, конечно же, есть отрасли, где положение дел прямо противоположное, - например, в химической и электронной промышленности. Чаще всего технологические нововведения возникают в результате постепенной модификации  существующей технологии в процессе ее адаптации к требованиям практики, т.е. в процессе "обучения" на опыте. Иначе говоря, технический прогресс обусловлен развитием не столько теоретического, сколько эмпирического знания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий