Страницы

2 урок. Особенности современного проектирования.

Законы художественного конструирования.





В современном проектировании и конструировании изделий все большее значение приобретает эстетика. Этому способствуют и развитие технологий, и конкуренция на рынке товаров, и возросшее благосостояние людей. Сегодня человеку важно, чтобы предметы, окружающие его, были эстетичны, красивы. Человек в своем художественном творчестве учится у природы, он так же стремится к красоте.

По каким же критериям оцениваем мы красивое? 

В данном случае мы говорим о законах гармонии, одним их которых является закон единства формы и содержания. Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Применительно к художественному конструированию форма — это внешнее проявление изделия, а содержание — его устройство и внутреннее, функциональное наполнение.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве. Главной задачей теории композиции является разработка типовых правил и приемов на основе анализа и обобщения закономерностей строения формы изделий и изучения структурных возможностей элементов формы. Естественно, что первым шагом к раскрытию закономерностей композиции должна быть систематизация форм по наиболее существенным признакам.

Успех работы над композицией промышленного изделия в значительной мере зависит от того, понимает ли проектант роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умеет ли организовать его. Инженер обычно идет к форме «изнутри» и не всегда представляет себе особенности и тонкости взаимодействия объема и пространства. Особенно сложно проектировать форму с открытой структурой, когда пространство как бы пронизывает форму. Нужно уметь в определенный момент абстрагироваться от технической сущности и проанализировать форму матрицы, которой является пространство по отношению к объему. Если при восприятии формы мы не можем понять принцип ее строения, уловить закономерности ее развития в пространстве - это первый сигнал отсутствия гармонии.

Изделие надо сконструировать так, чтобы все его элементы были пропорциональны, изделие выглядело красивым и представляло собой единое целое, чтобы все его составные части и элементы гармонировали друг с другом. Дизайн изделия предусматривает достижение как раз всех этих требований.

Пропорции в основном складываются объективно и связаны с конструкцией изделия. Недаром говорится, что «форма содержательна». Пропорциональность получают делением формы на части, например в вертикальном и горизонтальном направлениях. Качество пропорциональности обязательно в строительстве судов, каркасов крыш, балконов, при изготовлении столов, стульев и многих других изделий. Баланс высоты и ширины.

Пропорция - отношения между частями объекта, между целым объектом и остальной композицией, между двумя объектами. Пропорцию можно определить с точки зрения величины (размера), количества или степени.

Размер объекта зависит от относительных размеров других объектов в окружающей среде и самой среды. Так, например, крошечная картинка на большой стене выглядит потерянной, в то время как одна большая или группа маленьких смотрятся пропорционально.

Математики разработали несколько методов для определения идеальной пропорции вещей. Наиболее известной системой дозирования является золотое сечение, изобретенное греками. 

Золотое сечение - это деление на две неравные части, одна из которых меньше, а другая больше. Отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всей величины к ее большей части.

Симметрия — одно из наглядных свойств изделия. Говоря о ней, обычно подразумевают обеспечение осевой или центральной симметрии. Принцип симметрии используется везде для создания баланса и гармонии – в природе, искусстве, технике и конечно в нашей повседневной жизни. Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве. Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии. 

Наблюдая симметрию в природе на протяжении веков, человек пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Большинство окружающих нас предметов имеют симметричную форму: мебель, инструменты, одежда и т. д. Однако абсолютной симметрии в природе не существует. Наряду с симметричными изделиями существуют по-своему красивые, но по форме и содержанию несимметричные изделия. В искусстве Японии, например, основой прекрасной формы считается именно асимметрия. Асимметрия – это полное нарушение симметрии, это когда повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвига или поворота. 

Однако, асимметрия – не значит отсутствие равновесия. В ассиметричных композициях мы используем цвет, форму, насыщенность тона, текстуру, направление движения, расположение объектов относительно центра плоскости, чтобы сделать нашу композицию сбалансированной. 

Говоря об основных видах композиции, следует остановиться и на таких свойствах форм, как статичность и динамичность. Куб и шар, например, статичны во всех направлениях. Конус и пирамида статичны относительно основания, но динамичны относительно оси симметрии, так как происходит изменение формы в направлении к вершине. Чтобы динамичность проявилась, необходимо как-то обозначить начало, придав форме направленность. Движущиеся изделия, как и животные (рыбы, птицы), имеют относительно симметричный план, а главная композиционная ось подчинена направлению движения, которая вызывает асимметрию передней и задней части объекта и определяет динамическую направленность композиции в целом.

Динамичность формы связана с пропорциями ее составных частей. Например, крыло планера можно представить себе состоящим из пропорционально уменьшающихся отдельных его поперечных частей.

Динамика — это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичная форма активно односторонне направленная, как бы вторгается в пространство. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. «Динамо» в переводе с греческого означает «сила в движении». Динамичными являются формы поездов, легковых автомобилей, планеров, самолетов, дельтапланов, лодок.

Динамичной принято считать односторонне активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями величин. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при контрасте их создается динамизм, при этом зрительное движение получается в направлении большей величины. Активная и односторонне направленная форма является необходимым условием появления динамичности. Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности. Но если параллелепипед положить плашмя, исчезает односторонняя направленность формы, и мы получаем статичный объем. 

Динамичность свойственна и неподвижным и быстро движущимся предметам. В первом случае она обусловливается не требованиями эксплуатации, а является результатом необходимой конструктивной компоновки, следствием взаимодействия различных размерных величин. Для неподвижных предметов динамичность, таким образом, не является качеством, которое определяет форму.

Статичность обусловлена неподвижностью формы предмета. Статичность изделия, в противоположность динамичности, — подчеркнутое состояние покоя. Статичны крупные массы объекта, предметы с явным центром, симметричные формы. Статичными представляются тяжелые прессы, станки, столярный верстак, столы. Статичны предметы, которые имеют явный центр, у которых ось симметрии служит главным средством организации формы; статичными кажутся объекты с крупной массой.

Контраст — одно из главных средств в композиции изделия. Контраст — это противопоставление, выделение различных свойств в изделии, например: черного и белого, простого и сложного, низкого и высокого, гладкого и шероховатого.

Для выразительности и целостности таких изделий, как шкаф, сервант, буфет, большое значение имеет степень контраста. Особенно контрастно, например, смотрятся маленькие черные ручки на белом фоне кухонного шкафа. Но стоит эти ручки сильно увеличить, как эффект контраста ослабевает, вся композиция изделия становится менее выразительной. Это объясняется еще и тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету, но и по величине. Здесь малое противопоставляется большому.

Равновесие формы изделия — это такое ее состояние, при котором все элементы справа и слева сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс составных частей изделия относительно центра.

Цветовое оформление изделия является и средством композиции, и фактором качества. С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть особенности формы изделия. Правильное цветовое решение интерьера создает в классе, в мастерских и дома благоприятный психологический климат.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, синий цвет — холодный; черный — теплый, грязный, тяжелый; белый — чистый и легкий. Станки в мастерской окрашивают в основном в цвета холодной гаммы.

Теплые цвета древесины естественны и приятны для глаза. Особенно красива текстура ценных пород. Поэтому при изготовлении из нее изделий часто оставляют ее натуральный цвет, порой даже не прибегая к покрытию прозрачными лаками. Тональность древесины подчеркивают, пропитывая ее водными красителями (морилками) под цвет ореха или красного дерева. Натуральная древесина гармонирует с черным, белым и золотистым цветом фурнитуры, с цветом вороненого металла.

Характеристики органов чувств человека (зрения, слуха, осязания и т. д.) таковы, что делают его высоконадежным приемником информации. Около 80 % поступающей информации человек воспринимает с помощью зрения. Вот некоторые закономерности зрительного восприятия:
  • Чувствительность глаза уменьшается от центра к периферии;
  • Подвижные объекты воспринимаются периферическим зрением лучше, чем неподвижные;
  • Очень слабые световые раздражители также лучше воспринимаются периферическим зрением;
  • Глаз человека может воспринять одновременно на более пяти-семи отдельных объектов;
  • Точнее оцениваются пропорции и размеры в горизонтальном направлении, чем в вертикальном;
  • Горизонтальное движение глаз быстрее вертикального, последнее - более утомительно (для предотвращения зрительного утомления необходимо сократить маршруты движения глаз в процессе работы);
  • Прямые линии воспринимаются легче, чем кривые, плавные переходы - легче, чем ломаные.
 При проектировании изделий, при разработке формы его следует учитывать особенности зрительного восприятия, которые объясняют целый ряд иллюзий зрения. Возникновение иллюзий является следствием особенностей восприятия целого и части, переоценки вертикальных линий, преувеличения острых углов, меняющегося рельефа и перспективы фигуры и фона.
а) светлые предметы на темном фоне воспринимаются несколько большими по величине, а темные - наоборот; 
б) за счет зрительного преувеличения острых углов правый прямой угол воспринимается большим по величине, чем левый;
в) вертикальные линии всегда кажутся длиннее горизонтальных;
г) отрезки равной длины кажутся разными по величине в силу разной формы концов отрезков;
д) при сравнении двух фигур разных размеров все части меньшей фигуры воспринимаются меньшими;
е) параллельные прямые кажутся непараллельными из-за штриховки в разные стороны;
ж) площади, одинаковые по величине и по форме, заштрихованные в разных направлениях, воспринимаются как площади разной величины;
з) линии одинаковой кривизны, но разной длины, кажутся разной кривизны;
и) объем (площадь), окруженный малыми объемами, кажется больше того, что окружен большими объемами;
к) прямые линии на фоне концентрических окружностей зрительно меняют свою форму. Поэтому для компенсации этого эффекта приходится преднамеренно заменять прямые линии кривыми.

Все приведенные выше примеры говорят о том, что ни один предмет не воспринимается изолированно. Восприятие означает приписывание наблюдаемому объекту определенного места в системе: расположения в пространстве, степени яркости, расстояния. 

   Таким образом, сочетание функциональности и эстетической привлекательности является главным принципом дизайн-проектирования. В дизайне нет места понятиям "нравится" или "не нравится". Не украшение готовой конструкции, не “прилизывание” издержек технологии, не окрашивание изделия в “весёленький” цвет составляют суть дизайна. Только тщательное изучение конструкции изделия и технологии его производства, свойств основных материалов позволяет дизайнеру вносить аргументированные предложения по внешнему виду изделия и разрабатывать конкретное композиционное решение. Совершенство формы предопределяет рациональность технического решения, логику конструкции, технологичность – только на этой основе дизайнер может создать подлинно гармоничную форму. К работе над новым изделием дизайнер приступает одновременно с конструкторами, технологами и другими специалистами (а иногда и раньше). При этом он выступает в роли дирижёра в сложном оркестре тех, кто создаёт.


Это интересно:

Программа выбора гармоничных сочетаний цветов. Флеш


Практическая работа.
Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным. Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы. Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он ввел в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме 1 экспертизы и опенки любого изделия.
Схема 1.
Схема позволяет расширить наши представления о подходах, а если еще и конкретизировать, то на знакомый предмет мы начинаем смотреть новыми глазами. Например, социолог заговорил о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки?); психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал «скучной»; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; экономист забраковал самую лучшую авторучку — дескать, дорогая, за такую цену многие ее не купят. Еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос: нечистый эксперимент, сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой, и вообще, давайте сначала определим потребителя: кто он? чего он хочет? На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор усложняется и удлиняется. Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть дефицит пишущих узлов, высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе Н., а еще то, что во всем мире распространение получают сверхточные шариковые пишущие узлы, заправляемые чернилами. Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными. А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего — надо приступать к созданию нового изделия, отрабатывать алгоритм дизайна.

Домашнее задание

Проверь себя

Основные понятия

Законы художественного конструирования, дизайн, дизайнер, экспертиза изделий

Вопросы

  1. В чем сущность понятия «дизайн изделий»?
  2. Чем отличается дизайнер от не дизайнера?
  3. Кто участвует в экспертизе изделий?
  4. Какие различия в проектировании авторучки, женского платья или мужского костюма, швабры или автомобиля?



Комментариев нет:

Отправить комментарий