Страницы

8 урок. Метод контрольных вопросов.

Метод контрольных вопросов
1.           Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг он вскочил и побежал, громко крича... Объясните поведение человека.
2.           На подоконнике 9-го этажа двое целуются... Кто это? •
3.           Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха и говорит: «Баба Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Наполеон». Идет девушка, посмотрела и говорит:«Василиса Прекрасная». Что это такое?
4.           Интервью с близнецами: «Вы братья?» — «Да!» — «Родились в один день?» — «Да!» — «Вы двойняшки?» — «Нет». — «Почему?»

Древнегреческий философ Сократ в диалоге так искусно мог задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. Быть может, отсутствие у каждого изобретателя своего Сократа и побудило психологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи.
Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы, анализирует свою задачу.
Благодаря данному методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Списки вопросов можно применять при проведении МА для активизации генерирования идей, для формулировки ответов.
В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйло- артом, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г.Я. Бушем и другими учеными — исследователями творчества. Эти вопросники — своего рода шпаргалки для изобретателя, путеводные нити для его мысли.
Познакомьтесь, к примеру, со списком контрольных вопросов А. Осборна:
1.      Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
2.      Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?
3.      Какие модификации технического объекта возможны? Приемлема ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции), движения, цвета, запаха, формы, очертаний можно применить? Другие возможные изменения?
4.      Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение срока службы, воздействия? Имеет ли смысл увеличить частоту, размеры, прочность, повысить качество? Можно ли продублировать объект? Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиций или других элементов или всего объектов?
5.      Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, сконденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?
6.      Что в техническом объекте можно заменить? Что и сколько можно замещать в нем: использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс, другой источник энергии, другое расположение, другие цвет, звук, освещение?
7.      Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, планировку, последовательность операций? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?
8.      Что можно в техническом объекте сделать наоборот? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы или повернуть их задом наперед, низом вверх? Нельзя ли поменять полярность, перевернуть зажимы?
9.      Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, состав? Можно ли комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно ли комбинировать признаки, идеи?

Не менее эффективным считают список вопросов английского изобретателя Т. Эйлоарта. Список отображает систему работы изобретателя и содержит вопросы для "самого себя", которые решаются в определенной последовательности.
Список контрольных вопросов по Эйлоарту выглядит так:
1. Перечислить все качества и определения предлагаемого изобретения, изменить их.
2.Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.
3.Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения.
4.Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналоги.
5.Построить математическую, гидравлическую, механическую и другие модели (модели точнее выражают идею, чем аналоги).
6.Попробовать различные виды материалов, состояния веществ, эффекты, виды энергии: 
- газ, жидкость, твердое тело, гель, пену, пасту и др.; 
- теплоту, магнитную энергию, электрическую энергию, свет, силу удара и т. д.; 
- различные длины волн, поверхностные свойства и т. п.;
- переходные состояния - замерзание, конденсация, переход через точку Кюри и т. д.; 
- эффекты Джоуля-Томсона, Фарадея и др.
7.Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8.Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9. Устроить сумбурное групповое обсуждение, выслушивая все рассуждения и каждую идею без критики.
10. Попробовать "собственные" (личные) решения: хитрое, всеобъемлющее, расточительное, сложное.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть, играть в теннис – все с ней.
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (выставки, технические музеи, магазин для технического творчества), просматривать журналы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. д., разных решений проблемы или разных ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения (скорее или медленнее) размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении залезть внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и таким образом создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые граничные условия и причины их установления.

Вопросы:
1. В чем суть метода контрольных вопросов?
2. В чем состоит универсальность и эффективность этого метода?

Практическая работа


  1. В одном проектном институте был несгораемый шкаф с чрезвычайно важными секретными чертежами. Не надеясь на обычный замок, инженеры решили сконструировать для шкафа замок новой конструкции, который должен охранять содержимое даже в следующих случаях:

    • если кто-нибудь применит самую усовершенствованную отмычку;

    • если ключ подменят, украдут или сделают слепок;

    • если забылся секрет замка, например шифр;

    • если кто-нибудь из сотрудников без ведома начальника захочет самовольно взять чертежи.

    Предложите идею такого замка.
  2. Известны способы сигнализации о пожаре в производственных помещениях в виде подачи звуковых сигналов. Но в крупных цехах с высоким уровнем шума и световыми бликами от электросварки звуковой сигнал может быть не услышан, а световой — не виден. Предложите надежный способ сигнализации (обесточивать нельзя!).
  3. Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несанкционированными трюмами, даже при незначительной качке ведет себя как жидкость. Такая масса при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу переворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.
  4. Попробуйте воспользоваться списком контрольных вопросов Т. Эйлоарта при создании приспособления: для подвески ручной сумки (например, в транспорте); для создания приспособления для сверления отверстий под углом к поверхности. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий