Понятие творчества и развитие творческих способностей.
Новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Можно ли проследить механизма творчества и попытаться смоделировать его?
Решая любую задачу, человек может
идти двумя путями:
- применить
известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести
(создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы
конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).
Существует множество различных
определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П.
Хилла, «творчество -это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно
дополняет знания, способствуя созданию вещей,которые не были известны ранее».
Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса
заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых
комбинаций.
Можно, очевидно, сказать, что
творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы
определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в
повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема,требующая для
своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для
этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия,
технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то
противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
Существуют различные виды
творчества: научное, техническое, художественное. Этапы и процедуры творческого
процесса легче всего представить на примерах технического творчества.
Техническое творчество
предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических
идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творчества, в частности
технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры:
- осознание
противоречия, создание и обоснование идеи;
- техническую
разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и
конструирование);
- испытание
объекта в работе и оценку результата творческого решения.
Первая процедура завершается
созданием общего плана, идеи, замысла решения задачи (общего принципа действия
систем данного типа).
Вторая процедура включает
проектирование и конструирование.
Проектирование — разработка и
обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование
предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных,
технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений.
Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты,
графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.).
Процесс проектирования можно
представить так:
- научно-исследовательский поиск наилучшего варианта решения технической задачи;
- формулировка (обоснование) технического задания;
- техническое предложение (аванпроект);
- эскизное проектирование;
- техническое проектирование;
- рабочее проектирование.
Конструирование — разработка
подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей
всех деталей и отдельных частей машины.
Сначала по предварительным
чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты
уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их
применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная
конструкция изделия.
Конструкция — наглядно
представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а
также материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция
является изобретением, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением,
то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие
запатентовано. Поэтому каждый изобретатель, дабы не "открывать америк", должен
быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в его
области.
Из этого экскурса в техническое
творчество ясно, что главные качества, необходимые для успеха в любом деле, —
творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие
задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные.
А в большом энциклопедическом словаре дается такое
определение: «Творчество – это
деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца –
субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Творчество – это проявление себя
здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из
глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне. При этом формы
могут быть разными: слово, жест, картина, движение, статья, даже мысль – все
это тоже творчество.
Творчество присуще человеку и важно
как для него самого, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря
новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще
всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же
осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества
и попытаться смоделировать его?
Процесс
творчества — весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию,
поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному
исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей
человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка
обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году
американским психологом Г. Уоллесом.
Г.
Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными
для творческого процесса:
1.
Формулирование
задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные
попытки ее решения.
2.
Инкубация
(вызревание) — отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при
этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься
другими делами.
3.
Озарение —
возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.
4.
Проверка
правильности решения: испытание и (или) реализация
идеи.
Творчество —
это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и
для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Разделяют несколько этапов творческой деятельности:
- формулирование задачи, точное определение
цели, сбор информации по теме
- инкубация (вызревание) – отвлечение от задачи
после безуспешных попыток ее решения, при этом проблема остается в подсознании
- озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое
случайным событием - толчком
- проверка правильности решения: испытание и
реализация идеи.
Существуют разные виды творчества:
производственно-техническое – это получение новых результатов в области техники в виде
технических идей, рисунков, чертежей.
изобретательское
– это изобретение чего – то нового, еще не
придуманного другими.
научное
–
разработка нового решения ситуаций, например, метод мозгового штурма.
организаторское
художественное – новая техника рисования и т.д.
повседневно-бытовое и т.п., но человек без воображения не способен
делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством
задач.
Что
такое креативность?
Аналога
в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность
означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться
в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными
способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных
областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при
решении любых жизненных проблем.
В психологии созданы
эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающие творческие
способности.
Практическая работа.
Задание называется « Опросник креативности
Джонсона »
Инструкция: Вам
предлагается восемь утверждений, характеризующих творческую личность. Каждое из
описываемых качеств нужно оценить по степени его выраженности у вас – по 5-ти
бальной системе.
1 балл – это качество у вас никогда не
проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Итак, творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности
окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей
в данных условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей
(гибкость).
4. Предлагать дополнительные детали, версии или их
решения ( находчивость,
изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать
гипотетические возможности ( воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является
неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность,
изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову,
типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (
независимость, нестандартность).
8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на
возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию,
мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на
себя, самодостаточное поведение)
(Результаты проверяются по таблице)
Сумма
баллов
|
Уровень
креативности
|
8-14
|
Очень низкий
|
15-19
|
Низкий
|
20-26
|
Нормальный, средний
|
27-33
|
Высокий
|
34-40
|
Очень высокий
|
Тест-опросник Г.Дэвиса
1.Я думаю, что я аккуратен (тна).2.Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
3.Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
4.Я люблю быть лучше всех в чем-либо,
5.Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
6.Я оченьнереживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7.Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8.В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников, Я иногда поступаю по-детски.
10.Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11.Я предпоч итаю работать с другими и не могу работать один (одна).
12.Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
13.Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14.Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15.Я часто скучаю.
16.Я достигну известности, когда вырасту.
17.Я люблю смотреть на красивые вещи.
18.Я предпочитаю знакомые игры новым.
19.Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20.Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21.Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.
Ключ к опроснику
Креативность - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (—) по вопросам: 1,3,5, И, 13, 14, 15, 18,20.21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности.Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предложить наличие творческих способностей у отвечающего. нужно помнить, что это еще нереализованные,"дремлющие" спосоюности.
Смысл ответов
1-отношение к беспорядку;
2-интерес к окружающему;
3-готовность к риску, к неожиданному;
4-желание выделиться;
5-альтруизм или эгоизм;
6-недовольство собой (самооценка);
7-наличие любознательности;
8-общительности;
9-самостоятельности;
10-инициатива, сила воли;
11-индивидуализм или коллективизм 9интроверт или экстраверт);
12-самооценка;
13-независимость (или зависимость) от других;
14-боязнь ошибки;
15-наличие (или отсутствие увлечений);
16-жизненная установка;
17-чувство красоты;
18-стремление к новизне;
19-рефлекс, способность к анализу;
20-азартность или осмотрительность;
Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)
Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии!
Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)
Инструкция. Вам даны 4 скрепки. Попытайтесь,
пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги
зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами
названием. Общее время работы — 7 минут.
Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.
Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий