Страницы

5 урок. Технология решения творческих задач.

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

Новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Можно ли проследить механизма творчества и попытаться смоделировать его?

Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
- применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).
Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество -это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей,которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. 
Можно, очевидно, сказать, что творчество - это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема,требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное. Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.
Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творчества, в частности технического, всегда осуществляется поэтапно и включает такие процедуры:
- осознание противоречия, создание и обоснование идеи;
- техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование);
- испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.
Первая процедура завершается созданием общего плана, идеи, замысла решения задачи (общего принципа действия систем данного типа).
Вторая процедура включает проектирование и конструирование.
Проектирование — разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта (тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.).
Процесс проектирования можно представить так:
  •   научно-исследовательский поиск наилучшего варианта решения технической задачи;
  • формулировка (обоснование) технического задания;
  • техническое предложение (аванпроект);
  •  эскизное проектирование;
  •  техническое проектирование;
  •  рабочее проектирование.

Конструирование — разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины.
Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия.
Конструкция — наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Поэтому каждый изобретатель, дабы не "открывать америк", должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в его области.
Из этого экскурса в техническое творчество ясно, что главные качества, необходимые для успеха в любом деле, — творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем самые, казалось бы, неожиданные. 
    А в большом энциклопедическом словаре дается такое определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Творчество – это проявление себя здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне. При этом формы могут быть разными: слово, жест, картина, движение, статья, даже мысль – все это тоже творчество.
Творчество присуще человеку и важно как для него самого, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его?
Процесс творчества — весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.
Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:
1.              Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения.
2.              Инкубация (вызревание) — отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.
3.              Озарение — возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.
4.               Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация
идеи.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.

Разделяют несколько этапов творческой деятельности:
- формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по теме
- инкубация (вызревание) – отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения, при этом проблема остается в подсознании
- озарение – возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием - толчком
- проверка правильности решения: испытание и реализация идеи.

Существуют разные виды творчества:
производственно-техническое – это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей.
изобретательское – это изобретение чего – то нового, еще не придуманного другими.
 научное разработка нового решения ситуаций, например, метод мозгового штурма.
организаторское
художественное – новая техника рисования и т.д.
повседневно-бытовое и т.п., но человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человечеством задач.

Что такое креативность?
   Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.

В психологии созданы эффективные алгоритмы и методы решения задач, развивающие творческие способности. 

Практическая работа.

Задание называется « Опросник креативности Джонсона »
Инструкция: Вам предлагается восемь утверждений, характеризующих творческую личность. Каждое из описываемых качеств нужно оценить по степени его выраженности у вас – по 5-ти бальной системе.
1 балл – это качество у вас никогда не проявляется. 
2 балла – проявляется, но очень редко. 
3 балла – проявляется время от времени. 
4 балла – проявляется часто. 
5 баллов – проявляется постоянно.

Итак, творческая личность способна:
1.     Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2.     Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3.     Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4.     Предлагать дополнительные детали, версии или их решения ( находчивость, изобретательность).
5.     Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности ( воображение, способности к структурированию).
6.     Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7.     Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую ( независимость, нестандартность).
8.     Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)
(Результаты проверяются по таблице)

Сумма баллов
Уровень креативности
8-14

Очень низкий
15-19

Низкий
20-26

Нормальный, средний
27-33

Высокий
34-40

Очень высокий


Тест-опросник Г.Дэвиса

1.Я думаю, что я аккуратен (тна).
2.Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
3.Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
4.Я люблю быть лучше всех в чем-либо,
5.Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
6.Я оченьнереживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7.Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8.В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников, Я иногда поступаю по-детски.
10.Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11.Я предпоч итаю работать с другими и не могу работать один (одна).
12.Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
13.Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14.Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15.Я часто скучаю.
16.Я достигну известности, когда вырасту.
17.Я люблю смотреть на красивые вещи.
18.Я предпочитаю знакомые игры новым.
19.Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20.Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21.Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику
Креативность - в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (—) по вопросам: 1,3,5, И, 13, 14, 15, 18,20.21.
Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности.Чем больше сумма, тем выше креативность.
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предложить наличие творческих способностей у отвечающего. нужно помнить, что это еще нереализованные,"дремлющие" спосоюности.
Смысл ответов
1-отношение к беспорядку;
2-интерес к окружающему;
3-готовность к риску, к неожиданному;
4-желание выделиться;
5-альтруизм или эгоизм;
6-недовольство собой (самооценка);
7-наличие любознательности;
8-общительности;
9-самостоятельности;
10-инициатива, сила воли;
11-индивидуализм или коллективизм 9интроверт или экстраверт);
12-самооценка;
13-независимость (или зависимость) от других;
14-боязнь ошибки;
15-наличие (или отсутствие увлечений);
16-жизненная установка;
17-чувство красоты;
18-стремление к новизне;
19-рефлекс, способность к анализу;
20-азартность или осмотрительность;
21-исследовательская активность.

Методика «Девять точек» (тест Я.А. Пономарева)












Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии!


Методика «Четыре скрепки» (тест О.И. Моткова)

Инструкция. Вам даны 4 скрепки. Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры, сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным вами названием. Общее время работы — 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.



Комментариев нет:

Отправить комментарий