Страницы

4 урок. Анализ востребованности объекта потенциальными потребителями.

Анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств

   Авторучка или спортивная сумка, полочка на кухне или расческа, часы или бутылочка для клея, равно как и множество других изделий, во-первых, существуют в реальном мире вещей и нашем сознании, во-вторых, прошли довольно длинный путь ЭВОЛЮЦИОННОГО развития.
   Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, игольчатая авторучка, шариковая авторучка, фломастер, чернильная шариковая авторучка, - чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей.?

Практическая работа

Попытайтесь составить аналогичный ряд для вашего будущего изделия. Что предшествовало автомобилю? Галстуку? Часам? Совсем хорошо, если этот ряд вы продолжите вперед: какими будут автомобили, галстуки, часы через год, два, десять? Однако меняются не только конструкции, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем? Дело в том, что меняется сам стиль предметной среды вслед за изменениями образа жизни, изменениями характера производительных сил, технологий производства и производственных отношений. Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, ламповый приемник и транзисторный, автомобили «Победа» и последняя «Ока» принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся. Однако рядом с дизайном существует еще одно направление изменения окружающего нас мира вещей - так называемый стайлинг, предполагающий стилизацию, искусную подделку либо под старину' либо под модерн. Можно встретить электронные часы под ходики, шариковую ручку' под гусиное перо, современный автомобиль под автомобиль начала века. Резко осуждать стайлинговый подход не стоит, лучше относиться к нему как к увлечению взрослых людей, иногда довольно остроумному. Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины. Во всяком случае, начиная создавать что-либо, необходимо изучить существовавшее и существующее, выявить все плюсы и минусы, а главное — ответить себе на вопрос: ради чего создавать новое? Ведь создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходится дорого, вредно с экономической точки зрения. Выходит, что дизайнеру надо определить потребности в совершенствовании. Однако где их искать? Каждая вещь «живет» как бы в четырех соприкасающихся сферах:
  1. ансамбль современных предметов;
  2. производство;
  3. торговля;
  4. эксплуатация.
Потребности в совершенствовании предмета, требования к нему как и объекту производства и потребления весьма разные, временами противоречивые. Разрешение противоречий, поиски компромисса — суть творчества дизайнера. Как определить потребности в совершенствовании разрабатываемой вещи? Вы сами — не единственный ценитель се и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном. Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о достоинствах и недостатках конкретного изделия, выслушайте пожелания. Вы столкнетесь с полярностью точек зрения, подходов, что может повергнуть вас в уныние. Вместе с тем выходы есть: как ни странно, надо увеличить число вами опрашиваемых и прибегнуть к инструментам математической статистики — кому, что и как надо; второй выход - смело довериться собственной интуиции, представив себе мнения и пожелания самых разных людей: детей и пенсионеров, мужчин и женщин, жителей села и большого города. А удачным дизайнерским решением будет такое, которое удовлетворит самым разным, порой полярным, потребностям людей (схема 3).
Схема 3.

Практическая работа

Письменно или устно попытайтесь дать ясные ответы на вопросы, без которых трудно понять вашу позицию как создателя проекта. 
  • За счет чего вы хотите добиться успеха? 
  • Какие идеи и предложения у вас есть (другой материал, изменение конструкции и количества деталей, переход на другую технологию, цветовое решение, «know how», упаковка, эксплуатационная надежность и др.)?
  • Какими ресурсами и возможностями вы располагаете? 
  • Какие идеи и предложения в ваших условиях могут оказаться наиболее подходящими?
  • Какие дополнительные ресурсы вам нужны? 
  • Каковы ваши запросы к научным исследованиям и разработкам? 
  • Какой уровень кооперации вы предполагаете при освоении нового изделия? 
  • Каковы основные расходы в связи с выпуском нового изделия?

Основные понятия

Потребности, предметная среда, ансамбль современных предметов, сферы усовершенствования, стайлинг

Вопросы


  1. В каком взаимоотношении находятся проектируемые изделия и потребности общества, человека?
  2. Почему при проектировании изделий следует создавать исторический ряд его развития?
  3. Какой смысл вы вкладываете в понятия «дизайн окружающей среды» и «ансамбль современных предметов»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий